1. Отсутствие ответственности мастеров и начальников цехов за учетMES – система цехового уровня. За учет в MES должны отвечать сотрудники производства, иначе информация в MES не будет достоверной. На каждом предприятии существуют формы, в которых производство отчитывается за свои результаты: перед бухгалтерией, перед руководством, перед технологом и руководителем производства. Эти формы должны быть заменены MES-системой. Например, они могут быть реализованы в качестве отчетов в MES-системе. Процесс заполнения форм должен быть заменен процессом подтверждения корректности информации и результатов смены в MES.
2. Отсутствие спроса на информацию из системыЕсли результаты учета в MES не используются в качестве первичной информации для бухгалтерии, если из MES не печатаются первичные документы, если отчеты из MES не запрашиваются регулярно руководителями, учет в MES становится задачей второго порядка и им будут пренебрегать. Соответственно, информация в MES не будет достоверной.
3. Отсутствие пользовательской и технической документацииНесмотря на то, что функционал первичного учета в MES в идеале должен быть таким, чтобы новый сотрудник мог обучиться за несколько минут, контрольные, аналитические операции и процедуры планирования должны быть описаны для того, чтобы новые нерядовые сотрудники могли самостоятельно обучаться работе с системой. Кроме того, инструкции – это незаменимая шпаргалка для специалистов первой линии поддержки, которые снимают основную часть несложных вопросов пользователей.
Техническая документация или альтернативные средства описания системы, например, автоматические тесты, нужны для того, чтобы специалисты второй линии поддержки, решающие сложные вопросы и выполняющие доработки системы понимали, как работает система и выполняли доработки оптимальным образом, не придумывая велосипеды и не ломая существующий функционал.
4. Неукомплектованная команда проекта:- Отсутствие или невовлеченность функциональных потребителей
MES – система, упрощающая доступ к информации о производстве, но у этой информации должны быть потребители: главный технолог, который хочет иметь больше возможностей для анализа, руководитель производства, который хочет более тотального контроля, финансовый директор, который хочет более достоверной информации. Только эти люди могут проконтролировать полноту и корректность учета. Если они не видят смысла в MES-системе, не формируют спрос на информацию из MES-системы, не участвуют непосредственно во внедрении, не обеспечивают работу производственников с системой, пропадает главный драйвер внедрения и система может годами находиться в состоянии «почти работает».
- Отсутствие координатора проекта
Самая частая причина срыва сроков проектов MES – задержки в поставках, монтаже или настройке оборудования. В команде проекта должен быть человек, который будет контролировать все работы проекта – и на стороне разработчиков, и на стороне завода, и на стороне поставщиков. Чаще всего такой человек выделяется со стороны завода, поскольку ему проще контролировать ключевые работы на заводе ввиду физической близости.
- Отсутствие первой линии поддержки
При сопровождении информационных систем можно выделить две линии поддержки: первая должна снимать 90% простых вопросов, пользуясь инструкциями, базой знаний и собственным опытом. Вторая линия решает вопросы, с которыми не справилась первая, а также занимается развитием системы. Вторая линия может отдаваться на аутсорс, в первой не обязательно должны быть IT-шники. По нашей статистике с такой работой лучше справляются люди, работавшие ранее на производстве, имеющие склонность к IT и желание помогать людям. Часто их набирают из сотрудников производства, предлагая более интересную компенсацию труда и карьерные перспективы. В отсутствии первой линии более дорогостоящие IT-специалисты будут все время заниматься «латанием дыр», с меньшим успехом, кстати. При этом система не будет развиваться.