На примере выделена функция «документооборот с клиентами». Еще выделяются такие функции как складская логистика, транспортная логистика, сдача бухгалтерской отчетности и так далее.
Кажется, что список функций – это очевидно, но это не так. Сложность заключается в том, что далеко не всегда полноценной информацией о том, что есть в бизнесе, обладает один человек. Зачастую отдельными ее частями обладают разные люди. А наша задача – свести ее воедино.
Шаг 2.1. Выделить ИТ-задачи, которые должны решаться в рамках этих функций;Шаг 2.2. Определить их текущее состояние;Шаг 2.3. Описать целевое состояниеПосле того как мы определили функции бизнеса, необходимо понять, через решение каких ИТ-задач происходит поддержка этих функций. Какие-то функции бизнеса более требовательны к ИТ-задачам, какие-то менее.
На приведенном выше примере документооборота с клиентами выделено две задачи: формирование и печать пакета сопроводительных документов после наборки продукции на складе и отправка сформированных документов через EDI и ЭДО.
Для среднего предприятия таких ИТ-задач выделяется порядка 100. Если это компания с несколькими производственными площадками и с выделенным, например, торговым домом, –порядка 200. (На нашей практике количество задач доходило до 300-350).После того как выделены ИТ-задачи, мы собираем информацию о том, как они реализованы сейчас и насколько удовлетворяют бизнес.
Далее определяем целевые ориентиры для развития этих задач с точки зрения бизнеса.
При этом, когда мы оцениваем текущее и перспективное состояния, вполне нормально, что какие-то задачи уже реализованы в достаточном объеме, (пусть и не на целевом продукте) и соответствуют текущим потребностям бизнеса.Шаг 3.1. Определить набор информационных баз;Шаг 3.2. Распределить ИТ-задачи по информационным базам;Шаг 3.3. Выбрать конкретные конфигурации для этих информационных базПосле того как мы получили весь этот набор ИТ-задач, необходимо построить архитектуру решений и определить, какие информационные базы нам нужны.
В рынке есть два лагеря. Первый: те, кто говорят, что все должно быть в одной информационной базе, потому что таким образом исключаются обмены. Второй: те, кто говорят, что одна информационная база – это монстр, который крайне сложно потом сопровождать, поэтому ориентироваться надо на разделение одной базы на отдельные микросервисы. В реальности, даже если люди хотят сделать одну информационную базу, этим ограничиться не удается – всегда будет набор информационных систем.
Здесь мы строим набор информационных баз и распределяем весь набор ИТ-задач, который описывает всю функциональность нашей будущей ИТ-системы по этим информационным базам.
После того как мы определили, в какой информационной базе будут решаться какие задачи, мы можем определить требования к тому продукту, который должен закрывать ту или иную информационную базу.