Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.

Как обрести душевное спокойствие и взять под контроль маркетинговые бюджеты?

21.12.2021 г.
Управляющий партнёр компании "Константа"
А помните времена, когда в магазинах не было желтых ценников? Когда отгрузка товара в магазины шла по фиксированной цене, а решение о скидке для конечного потребителя принимал продавец за прилавком. Предлагал персональную цену «за красивые глаза»/«по-братски»/еще масса вариантов. И на доходы поставщика это, понятное дело, никак не влияло.

Так вот, эти времена далеко позади.

Промо сегодня – это инструмент конкурентной борьбы производителей, и, надо сказать, вполне эффективный. Но только при правильном использовании. При неправильном трейд-маркетинг подобен ядовитому газу. Убивает методично и не всегда заметно.

Как это выглядит в реальной жизни? Давайте разберем.

Любой мало-мальски подкованный руководитель, проводя трейд-маркетинговую акцию, оценивает, какой бюджет был израсходован на промо (в виде скидки и дополнительных затрат) и какого прироста удалось достичь в продажах относительно сопоставимого периода времени, свободного от акций. Обычно на этом все заканчивается и выносится вердикт об успешности проведенной акции. А зря…
Если возникли вопросы, звоните +7 (831) 28-28-227 или пишите нам на почту marketing@standart1c.ru

СКЕЛЕТЫ В ШКАФУ

Для подавляющего большинства производителей продуктов питания трейд-маркетинг – это скорее необходимость, чем внутренняя инициатива. Лидеры рынка – да, являются законодателями и осознанно затевают и контролируют акции. Остальные лишь подчиняются правила игры, чтобы оставаться на прилавке.

А что же влечет за собой вынужденное включение предприятий в акционную гонку? В первую очередь непонимание реального объема полученных дивидендов от вложенных ресурсов. Скидку-то мы дали (не очень понятно, на основе чего мы решили, что она должна быть именно такой, ну да ладно, о этом позже), а вот сумели ли мы получить взамен золотые горы, обещанные специалистами отдела продаж – непонятно (даже если порой кажется, что это так).

Причины две:
  • Неверно подобранные критерии оценки промо
Самый простой пример ошибки – когда мы оцениваем эффективность акции по объему роста продаж. Допустим, дали мы скидку 20%. Объем вырос на 20%. Вроде бы все отлично – мы в плюсе. А если при этом маржа уменьшилась в 3 раза? Вот те раз… Неверную логику расчетов мы выбрали.

  • Фальсификация данных для анализа
Обычно акции анализируются в Excel. А это очень удобный инструмент манипуляций цифрами для тех, кто не заинтересован в том, чтобы показывать высшему руководству реальность. Замаскировать ее здесь очень просто.

В итоге тот, кто отвечает за принятие решений, может просто не обладать точной информацией и пребывать в иллюзии эффективности.

ПОКАЗАТЬ ВСЕ, ЧТО СКРЫТО

Давайте разберемся – а как можно организовать процесс работы с акциями иначе? В упрощенном варианте трейд-маркетинг – это планирование промо и анализ промо.

На этапе планирования мы каталогизируем все промо, которые планируем проводить, вводим и фиксируем плановые параметры эффективности (объем снижения цены, объем роста продаж, дополнительные затраты). При этом еще на этапе планирования заявляемый объем продаж сопоставляется с историей промо, которые проводили ранее.
Например, продажник утверждает, что при скидке 20% продажи вырастут в три раза. А система при этом показывает, что раньше при скидке 20% с такими же промо в этом канале продажи прибавлялись всего на 50%. Тем самым система спасает нас от необоснованного хода и существенной потери бюджета.

На этапе анализа акций мы получаем фактические данные о продажах по акции. И, что ценно, оценка является независимой и, как следствие, объективной, так как формируется без участия человека (который может умышленно или случайно исказить выводы об эффективности промо).
эффективность маркетинговых мероприятий
В результате мы можем прийти к двум итогам:

  • Получить подтверждение, что с эффективностью промо у нас все хорошо. Это добавит нам уверенности в правильность выбранного пути.
  • Узнаем, что у нас есть проблемы. Мы могли о них догадываться, но за неимением инструмента оперативного и объективного контроля, не знали наверняка. В этом случае, понимая, что именно нужно менять, мы может исправить ситуацию и достичь существенной экономии на оптимизации трейд-маркетинга.
Как вы понимаете, оба результата положительные.

ПРОБА ПЕРА

В сторону цифровизации сегодня смотрят все. Кто-то уже преуспел (их в реальности не так много). Многие приобрели первый опыт (не всегда удачный, но определенно ценный для дальнейшего развития). А кто-то все еще поглядывает с опаской. Их осторожность вполне оправдана, однако, надо с чего-то начинать.

Напомним, что цифровизация – это путь к управлению через данные. Совершенно новый формат работы и мысли для тех, кто стоит у руля. А это значит, что шагать сразу в масштабный проект, не имея ровно никакого опыта в подобного рода деятельности, минимум – страшно, максимум – весьма рискованно.

Но если бы был такой инструмент, который бы помог нам минимальными усилиями получить вполне ощутимую пользу… Попробовать себя в цифровизации. Позволить аппетиту прийти во время еды.

Ну вы же уже догадались, к чему я клоню?

Цифровизация работы с трейд-маркетинговыми акциями – это отличный способ понять собственную готовность к подобного рода проектам. Вложить немного (как времени, так и денег), и ощутить эффекты «не отходя от кассы». А учитывая, что история с промо может как озолотить предприятие, так и потопить его (при регулярном неверном использовании – безвозвратно), ответ на вопрос: в каком объеме окупается скидка на товар и окупается ли вообще – невероятно ценен для представителей бизнеса.

P.S.:

Подробнее о продукте читайте на сайте.

Если уже решились на первый шаг – обращайтесь. Если не решились – тоже. В открытом диалоге ответим на все ваши вопросы и продемонстрируем возможности продукта ON-line.
Если возникли вопросы, звоните +7 (831) 28-28-227 или пишите нам на почту marketing@standart1c.ru