ЗАЧЕМ РАССЧИТЫВАТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ?
На первый взгляд вопрос «дурацкий». Но давайте все же на него ответим.
Во-первых, себестоимость нужна, чтобы ее снижать. Но фактическая себестоимость – это результат обсчета. А сама по себе цифра, выраженная в рублях, не позволяет снижать саму себя. Судить о результатах – да. Видеть отклонения – тоже. Но не влиять на них.
Получается, что инструмент расчёта себестоимости, какой бы совершенный он ни был, не является инструментом управления ею. А что является?
Чтобы повлиять на результат, надо воздействовать на сам процесс. Себестоимость, как счет спортивного состязания на табло. Промежуточный итог, повлиять на который можно только через управление игрой на поле. Возвращаясь от метафоры к реальности, необходимо иметь возможность контролировать и управлять параметрами, отражающими потери на этапе производства. А это уже задача оперативного, а не финансового учета.
Во-вторых, себестоимость нужна, чтобы вести политику ценообразования, т.е. понимать, какую цену на готовый продукт можно позволить себе как регулярную, а какую – как акционную (для планирования промо). А также иметь возможность проводить маржинальный анализ при выработке индивидуальных ценовых условий работы, например, с сетевыми клиентами.
// Безусловно, ценообразование должно быть основано не только от себестоимости, но и на понимании, по какой цене рынок готов принять данный продукт. Иногда такое расширение вводных для анализа может привести к выводу, что продукт и вовсе не целесообразно производить, потому что его себестоимость не соизмерима с возможностями потребителей.