Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.

Сможет ли 1С обеспечить импортозамещение западных IT-решений?

24.10.2022 г.
В целом «1С» уже давно занимает прочные позиции в сегменте пищевой промышленности. Однако, по тем или иным причинам, ряд компаний все же выбирал специализированные решения от западных вендоров.

Напомним, что в середине октября 2022 г. вступил в силу восьмой пакет санкций Евросоюза относительно РФ. Среди прочего, в него входит запрет на предоставление российским компаниям IT услуг.

До недавнего времени отдельные западные разработчики продолжали сотрудничество с российским рынком и некоторые (в основном, крупные) российские компании не спешили искать альтернативу привычному ПО.

В статье поговорим о том:
  1. Какие решения может предложить рынок 1С для пищевой промышленности?
  2. Может ли «1С» покрыть все запросы, которые есть у производителей продуктов питания сегодня?
ДРАЙВЕРЫ ПЕРЕХОДА НА 1С
1. Высокие затраты на поддержку западных решений и рост возможностей решений на «1С»
Еще до наступления событий 2022 года ряд российских компаний столкнулись с ситуацией, что решения западных вендоров, которые они внедрили какое-то время назад, устарели, и их необходимо обновлять, чтобы адаптировать к потребностям бизнеса. Оценили бюджет на обновления и уровень специалистов своего предприятия, изучили возможности современных решений на «1С» (а они стали куда серьезнее, чем были раньше, и больше не уступают западным в функциональности), и приняли решение переходить на «1С».

2. Ограничительные меры со стороны западных вендоров
Когда появились первые ограничительные меры, те компании, которые находились на этапе принятия решений или на начальном этапе внедрения западных продуктов, отменили внедрения – риски были слишком велики. А те, которые уже работали на западных продуктах, оценили сложность перехода и, надеясь, что все наладится, приняли по большей части выжидательную позицию. Но новые пакеты санкций, которые в явном виде ограничивают возможность западных компаний предоставлять IT-сервисы российскому рынку подтолкнули очень многих к принятию довольно тяжелого решения о том, что менять платформу все-таки надо.

Если говорить не только о пищевой промышленности, а посмотреть на рынок в целом, стоит отметить, что даже такие мастодонты, как «Газпром» и «РЖД», нашли в «1С» достойную альтернативу западному софту. Когда даже титаны российского рынка окончательно повернулись в эту сторону, хочется обратиться к производителям продуктов питания, которые еще не решились на этот шаг, и констатировать: и вам пора.
КАКИЕ РЕШЕНИЯ МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ РЫНОК «1С» ДЛЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ?
ERP-системы
Для ERP-уровня на платформе «1С» есть 2 продукта – «1С:ERP» и «ERP4food».

«1С:ERP» закрывает потребности многопрофильного бизнеса, в т.ч. больших агрохолдингов.
«ERP4food» предназначен для клиентов именно пищевой промышленности и позволяет при переходе на новое поколение систем не заниматься внедрением сильно универсального и, как следствие, сложного «1С:ERP», а достаточно быстро развернуть продукт, который изначально разработан под их потребности.


MES и LIMS-системы
Процент западных MES на российском рынке очень высок. Это обусловлено, в первую очередь тем, что долгое время отечественных аналогов действительно не было, но был ряд иностранных решений, которые хорошо себя зарекомендовали. В основном был автоматизирован MES, а у некоторых (в основном у компаний с западным капиталом) были также LIMS-системы.

Сегодня ситуация изменилась – появилось несколько российских продуктов на базе «1С», в т.ч. «MES4FOOD».

Отличительная особенность «MES4FOOD» – его ориентация на пищевую промышленность. При этом он имеет функционал, который позволяет работать как с непрерывным (например, молочным), так и с дискретным (например, мясным) производством. А так как продукт реализован на «1С», у него есть дополнительные сильные стороны – интеграция с ГИС, которые характерны для России (Меркурий и Честный знак).
  • Кейс внедрения MES-системы СЗ «Сармич»
    • MES, как инструмент снижения себестоимости продукции, увеличение объемов выпуска на единицу оборудования и уменьшение количества возвратов от торговых сетей
  • Кейс внедрения MES-системы МЗПС «Карат»
    • Разработка учетной системы в формате подсистемы продукта «1С:ERP»
    • Уникальность методики расчета баланса жира/белка и уровня детальности учета
SCADA-системы
SCADA-системы направлены на управлением технологическим процессом и наиболее полно используется на современных производствах. Это одна из самых больших проблем на сегодня, т.к. даже если компания работает на «1С», SCADA у нее все равно от поставщика оборудования, а оборудование иностранное.

«1С» изначально не предполагалась как платформа для реализации SCADA-функциональности. В ней есть некоторые отдельные решения для SCADA-уровня, но они скорее локальные, чем промышленные.

Для массового применения необходимы специализированные SCADA-решения, и на российском рынке они есть (не на базе «1С»). Примеры: «MasterSCADA 4D Professional», «IntraSCADA V5», «Simple-Scada Professional», «Rapid SCADA» и другие.


SCP-системы
Так уж вышло, что большинство предприятий российского бизнеса еще не добрались до внедрения SCP-систем, потому что есть (был) Excel. Автоматизация задач планирования – довольно современный тренд.

Кроме того, на этом рынке и так нашли себя российские решения – «Novo Forecast», «GoodsForecast», «PLAN4food», поэтому здесь нет как таковой необходимости импортозамещения. Российский бизнес постепенно приходит к пониманию ценности автоматизации планирования работы предприятия, и есть российские продукты, которые эти задачи помогут закрыть.


EAM-системы
Бесспорный лидер в этом направлении – «1С:ТОиР». Этот продукт отлично справляется со своими задачами. Техническое обслуживание и ремонт оборудования – это не самая популярная история для автоматизации, но, если ею заниматься, для этого есть «1С:ТОиР».


SALES-системы
У монопредприятий в 99% случаев задача автоматизации продаж решена на «1С».
В больших холдинговых компаниях, где есть выделенные торговые дома, зачастую встречаются решения от западных вендоров. В том числе потому что именно они первые разработали отраслевые решения для автоматизации продаж сектора FMCG, куда попадают продажи пищевой продукции. При этом типовые продукты «1С» ориентированы на очень универсальные продажи. Они часто имеют сильно отличную логику от тех потребностей, которые есть в реальном бизнесе (в торговых домах, которые управляют консолидированными продажами с разных площадок через разные распределительные центры с большим количеством клиентов, SKU, со сложными коммерческими и логистическими условиями).

Но спешим вас порадовать – в продукте «ERP4food» есть глубоко проработанная целевая подсистема управления продажами, которая имеет подтвержденный опыт применения на больших торговых домах.
  • Кейс автоматизации клиентского сервиса в СХАО «Белореченское»
    • Запуск 5 предметных областей на едином решении
    • Интеграция с дву учетными системами предприятия
WMS-системы
Задача автоматизации складов уже больше 10 лет успешно решается предприятиями любых масштабов на платформе «1С». Однако все еще есть компании, которые ранее выбрали не «1С».

Для них мы с уверенностью говорим: решения есть. Причем очень широкий выбор: «1С:WMS», где разработчиком является сама компания «1С», Акселот WMS от компании, которая являлась пионером автоматизации складской логистики на «1С» и сформировала этот рынок, «Бит WMS». А также модуль WMS как внутри продукта «MES4food», так и модуль внутри продукта «ERP4food».
  • Кейс внедрение WMS-системы в «ГК Ситно»
    • Внедрение WMS-системы на складе с высокой скоростью оборачиваемости продукции с коротким сроком реализации
    • Самостоятельный запуск системы силами IT-команды заказчика с удаленной поддержкой интегратора
ЧЕМ МОЖЕМ ПОМОЧЬ?
Компания «Константа», как отраслевой интегратор и вендор собственных отраслевых программных продуктов, работает по всем вышеуказанным направлениям. Мы готовы помочь вам с переходом в рамках всех видов систем. Обращайтесь, наши эксперты проконсультируют вас и помогут оценить масштаб перемен. Ну а дальше вы уже сами решите – остановиться на партнерстве с нами или продолжить поиски.
Если возникли вопросы, звоните +7 (831) 28-28-227 или пишите нам на почту marketing@standart1c.ru