Шаг 1. Формирование требований
Формирование требований – это основа основ. Оно поможет прийти к единому пониманию о том, что мы будем делать и как, понять границы и договориться с бизнесом, что попадает в проект.
Определить цель и критерий завершенности рассматриваемого этапаНапример, мы решили начинать с номенклатуры, или с клиентов. Цель – определить границы данных, которые мы централизуем (домены, справочники, сегменты).
Пример критерия завершенности: УТ и ERP подключены к MDM и получают централизованную информацию (Контрагентов и Номенклатуру готовой продукции) только из MDM. Остальным пользователям доступ на заведение данных в эти дочерние системы закрыт.
Определить домены данных для централизацииДомены данных – это крупные области данных, которые мы далее будем рассматривать.
С точки зрения определения того, что мы будем включать, я бы вам рекомендовал смотреть на ближайший пул проектов (горизонт – год), и в работу брать именно те домены данных, которые будут касаться этих проектов. Делать эту задачу только для ИТ тяжеловато. Чтобы результаты проекта жили, обязательно должен быть спрос со стороны бизнеса и бизнес-потребитель.
Сформировать перечень систем, подключаемых к MDM в рамках проектаЗдесь в первую очередь необходимо посмотреть на текущий ИТ ландшафт:
- определить точки входа НСИ,
- понять, какие системы сейчас каскадом подключены к каким-то первоначальным системам, в которые заводится информация,
- понять, как мы будем выстраивать интеграционные потоки. Будет ли это все по модели звезды? Или у нас где-то будет звезда, а дальше от нее будут запускаться каскады.
Надо сначала понять, кто у нас сейчас является потребителем и в каких частях ИТ ландшафта, и уже исходя из этого определять перечень систем, который мы возьмем в MDM проект.
Сформировать модель данныхГлядя на домены данных, которые мы определили вторым пунктом, надо понять, какие справочники, регистры будут входить в модель данных, которую мы собираемся централизовывать.
Когда мы говорим про номенклатуру или контрагентов, это не во всех ИС они могут быть реализованы как один справочник (например, в ИС может быть справочник клиентов и поставщиков). При этом с точки зрения здравого смысла надо забрать те данные, которые повторно использованы в других системах и их логично вести централизованно. А по тем, которые не подлежат централизации, договариваться, что их в рамках бизнес-процесса будут дополнять в системах-получателях.
Таким образом мы сможем получить сбалансированную по качеству MDM систему. У нас туда будет введена та информация, которая является общеупотребимой, а лишний мусор не попадет. К тому же это будет та система, к которой можно относительно легко и недорого подключать другие ИС в рамках стратегии развития ИТ ландшафта.
Выделить источники данных для начального заполнения и обогащенияПосле того как мы определились, какие данные собираемся централизовывать, нам надо подумать, из каких систем мы можем взять данные для начального заполнения.
Например, в системе «А» у нас максимально широкий перечень номенклатуры, но оттуда мы можем взять только 20 реквизитов из 50 нужных. Остальные 30 у нас есть в смежных системах «В», «C» и «D», из которых мы и будем их забирать. Осталось только продумать план миграции.
Определить целевую схему процессов согласования данныхПочему это важно? Потому что это, по сути, лицо проекта, которое взаимодействует потом с бизнесом.
У нас с вами есть две стороны:
- Функциональные пользователи, у которых в принципе может формироваться потребность о том, чтобы была заведена какая-то карточка номенклатуры или новые точки доставки.
- Команда экспертов по НСИ, которая заведует самим качеством данных. Им нужно иметь набор данных, чтобы по заявке от пользователя легко вводить их в систему и вычленять по ним дубли.
С точки зрения процесса взаимодействия с MDM это может быть вход через web-форму или интеграция с другой системой. Надо смотреть на конкретный кейс и выбирать наиболее удобную для пользователей схему. Ну и естественно там будут вопросы, связанные с оповещением бизнес пользователей о статусах заявок. Это очень важный аспект, потому что по нему потом будет также даваться оценка со стороны бизнеса – а как нам вообще с MDM системой живется?