1. Преждевременность и необоснованность проекта автоматизации Практика эффективных проектов показывает, что есть определенные предпосылки к тому, была ли автоматизация процессов планирования логически и экономически обоснована.
Разберем на примере оперативного уровня планирования.
Начинать автоматизацию стоит, если у компании реализуется хотя бы один из пунктов:- Большой объем SKU, который становится сложно планировать вручную
- Необходимо анализировать большое число параметров, входящих в модель планирования (которые также сложно учитывать руками)
- Процессы непрозрачные, не стандартизированные, не предоставляют обоснованной информации для принятия решений для нескольких подразделений (производство, закупки, продажи)
- Большой риск ошибок из-за влияния человеческого фактора (например, явная зависимость от конкретного исполнителя)
В таком случае система оперативного планирования рассматривается как «гигиенический» уровень автоматизации, так как уже решает большой пласт проблем.
Объективных предпосылок в этом случае для автоматизации других уровней может и не быть.
Однако, следующими этапами можно переходить к автоматизации пооперационного планирования, для повышения управляемости «на местах» или, наоборот, более верхнеуровневых процессов, например, календарного планирования (если ограничением становятся закупки). Зависит от потенциальных эффектов и от того - понимает или нет бизнес, как будет использоваться автоматизированный инструмент для окупаемости инвестиций в систему.
2. Автоматизация от продукта Даже если контекст для старта работ по автоматизации «тот самый», проект все равно может провалиться из-за другой серьезной «грабли» - покупать программный продукт и рассчитывать на то, что в системе будет волшебная логика, как именно вам планировать.
Ориентация на типовой функционал продукта не всем подходит. Он на то и типовой, что предоставляет универсальное решение, нацеленное на максимально широкий охват. Для небольших компаний, может, и подойдет. А вот средним и крупным компаниям, скорее всего, будет тесно в усеченном функционале (реальные процессы у них более глубокие и гибкие). Внедрение типового решения в таком случае потребует больших затрат для адаптации под особенности конкретного производства.
3. «Ответственный» за внедрение Успех проекта в значительной степени зависит от ответственного за внедрение системы специалиста. Это должен быть конкретный человек с выделенной функцией, полномочиями и пониманием целевого результата.
Регулярно бывает так, что собирается рабочая группа, где решения принимаются коллективно (все-таки процесс планирования – это кросс-функциональная тема). Но, к сожалению, коллективная ответственность часто превращается в коллективную безответственность (вроде бы все отвечают за результат, но фактически никто не хочет «высовываться»). В результате проект длится существенно дольше запланированного, или на выходе получается какое-то компромиссное решение, которое явно не соответствует целевому результату.
Впрочем, даже если ответственность не размыта между сотрудниками и есть выделенный администратор (руководитель проекта), есть риск, что человек этот не будет обладать достаточной экспертизой в вопросе планирования. Важно, чтобы ответственный за проект достаточно хорошо понимал саму область планирования. Иначе может опять получиться, что проект затянется на неопределенный срок или результатом системы нельзя будет пользоваться. Таким образом, рекомендуем обращать внимание на наличие экспертизы в области планирования.
4. Автоматизация того, «что есть», без выстраивания целевой модели Натягивание автоматизированной системы на не оптимально выстроенные процессы не приведет к значимым бизнес эффектам. Поэтому
на этапе подготовки требований важно участие экспертов для формирования состояния «как должно быть», проведения организационных изменений, необходимых для оптимизации процессов и их последующей автоматизации уже в целевой модели.