6. Бизнес хочет автоматизацию, но не понимает, что именно нужно
Драйверами цифровизации часто становятся не функциональные руководители, а топ-состав — собственники или генеральные директора. Они могут быть инициаторами и даже спонсорами проектов, но при этом не являются бизнес-заказчиками, которые детально формулируют, как должна быть решена та или иная задача.
Функциональные директора, со своей стороны, как правило, не возражают против автоматизации, но перекладывают ответственность на IT-директора: «Ты же IT-руководитель, вот и решай».
IT-директору нужно научиться экологично вовлекать бизнес-заказчиков, четко определяя их роль и требуя от них выполнения своих задач. Это особенно сложно, учитывая, что статус IT-директора во многих компаниях до сих пор ниже, чем у других топ-менеджеров.
Основная проблема —
функциональные заказчики банально не умеют ставить задачи, потому что у них нет опыта внедрения систем. Они могут быть пользователями, но никогда не занимались проектами цифровизации. Как решать эту проблему?
Привлечение внешних экспертов.
Если партнер — сильный отраслевой игрок, он может обладать экспертностью не хуже, чем топ-менеджеры заказчика. В этом случае именно IT-партнер помогает правильно выстроить требования.
Альтернативный вариант — воспользоваться услугами внешнего консалтинга. Таких организаций немного, но среди них есть те, которые обладают реальными кейсами и подтвержденным опытом. Предпочтение лучше отдавать
партнерам с глубокой отраслевой экспертностью. В подобных компаниях работают бывшие топ-менеджеры, знающие специфику бизнеса.
Повышение компетентности функционального руководителя. Чтобы человек мог ставить задачи, он должен понимать, как это делать. Один из способов —
микролернинг, о котором мы подробно говорили в предыдущей части статьи. Нужно вовлекать руководителей в профессиональные сообщества, приглашать на онлайн-мероприятия и офлайн-конференции, где обсуждается не только база IT-решений, но и их влияние на бизнес-процессы.
Временное привлечение топ-менеджеров из других компаний. Если внутри компании нет компетенции по формированию требований, можно буквально купить время у топов с других предприятий. Это помогает сразу перенять отраслевой опыт и избежать типичных ошибок.