Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию с качеством сыра, выпускаемым на заводе?
1. Внедрить в работу систему оценки сыра, выпускаемого производством.
Сложно управлять чем-то, если это не измерять. Тем не менее лишь на немногих сырных производствах есть действительно полезная и применимая система оценки качества продукции. Очень часто производители ограничиваются простым «годен или не годен».
Можно придумать какую-то свою систему оценок качества, можно подсмотреть в ГОСТ. Даже если ваш сыр выпускается по ТУ, ГОСТ является хорошей шпаргалкой, в которой описано — через какие показатели оценивается качество сыра. Кроме непосредственно оценок органолептики, цвета, стоит измерить значения ключевых показателей, влияющие на качество: pH, жир в сухом в-ве, соль и влага (а лучше влага в обезжиренном веществе).
Накапливая и анализируя эту информацию вы достаточно быстро сможете понять — сыр с какими показателями наиболее вкусен и презентабелен на вид.
2. Организовать сбор значений ключевых показателей сыра, влияющих на качество, в первые дни созревания.
Анализы, взятые в начале срока созревания, если их сопоставить со значениями, получаемыми в конце созревания, позволяют понять динамику изменения показателей на конкретном производстве для конкретного вида сыра + выявить целевой профиль сыра после варки и посола, который дает лучшее органолептические оценки на выходе.
Новозеландские ученые Джайлз и Лоуренс в 1973 году провели исследование, в котором выявили, что на основании значений анализов pH, жира в сухом веществе, соли, и влаги в обезжиренном веществе, взятых в сыре чеддер через день после начала созревания, можно с высокой степенью точности спрогнозировать, получится из этой варки сыр высшего или первого сорта.
Исследование имело важнейший эффект для производителей сыров с длительным сроком созревания, поскольку позволяло сразу же выявить варки, которые не имеет смысла выдерживать длительное время. С точки зрения эффективности использования камер созревания, выгоднее было продать такой сыр, как «молодой», по сниженной цене, а освободившееся место занять варками с более высоким потенциалом. Не знаю, как сейчас обстоят дела с оценкой твердых сыров, но вот маасдам сетевой ритейл оценивает достаточно жестко. У многих производителей, которые работают с сетями по маасдаму, проблема с тем, куда девать «неудачный маасдам», которого часто бывает больше, чем удачного.
3. Привязать мотивацию сыроделов к значениям показателей, получаемых в первые дни созревания.
Нас часто спрашивают — как оценить работу сыроделов? Сыр-то ведь созреет только через месяц (два, три, десять). А размер премии нужно определить уже сейчас. Понимание целевого профиля сыра после варки и посола позволяет оценить то, как сработал сыродел, уже через несколько дней после того, как работа была выполнена. Такая оценка хорошо дополнит оценку выходов (или потерь), которая, как правило, присутствует в KPI сыродела.
Стоит заметить, что упомянутые выше анализы выполняются на большинстве заводов, с которыми мне приходилось иметь дело. Кое-где есть даже системы оценки качества продукции. Но эта информация очень редко хранится в электронном виде. Как правило, лаборанты, выполняющие анализы, записывают их значения в свой журнал, а отдел качества, выполняющий оценку сыра, хранит эти оценки в каких-то своих, отдельных журналах.
Разумеется, информация, хранящаяся на бумажных носителях, а зачастую еще и на отдельных друг от друга, мало пригодна для статистического анализа и исследований. При этом организовать хранение этой информации в едином электронном журнале не составляет большого труда. Для этого прекрасно подойдет даже таблица в Excel. Ну, а при наличии автоматизированной системы производственного учета на «1С», в которой выпуск продукции учитывается по партиям, логично хранить информацию об оценках и анализах в этой системе.
Это позволит выстраивать одновременно и систему управления качеством, и систему управления выходами, для которой данные лабораторных анализов также необходимы.
В заключение реальный разговор на одной небезызвестной продуктовой выставке:
— А вот и вы, здравствуйте!
— Здравствуйте!
— Знаете, мне так нравится ваш сыр! Только вот он каждый раз другой…
— Хм… знаете… это наша фишка!