План разработки концепта проекта цифровизации
1. Проработка бизнес-задачи
Как бы банально ни звучало, сначала надо понять, зачем мы делаем проект.
Обычно это происходит так. Клиент говорит: «Мы тут думали-думали и решили внедрить МЕS-систему». Спрашиваем: «Зачем»? «Хотим на автоматизировать производственный учет». «Зачем»? И так далее. В итоге мы докапываемся, зачем же на самом деле клиенту нужна система. Либо для прослеживаемости, либо для контроля качества продукции, либо для контроля потерь, либо для контроля себестоимость продукции.
Важная мысль: когда люди затевают проекты автоматизации расчета себестоимости, они думают, что таким образом они одновременно получат инструмент ее снижения. В реальности это разные вещи. Автоматизация расчета себестоимости дает понимание достоверной себестоимости и маржинального анализа. А уже когда мы понимаем, что себестоимость складывается из производственного процесса, внутри которого происходят потери или ошибки, то работа с этими первопричинами позволяет нам снижать себестоимость продукции.
2. Определение цели проекта
ИТ – это не панацея для решения всех проблем, которые есть в бизнесе. Есть и другие способы решения задачи. Пример: если мы хотим оптимизировать затраты на транспортную логистику, мы вполне можем пойти путем замены бензина на газовое топливо. Или сделать маршрутизацию транспортной логистики и за счет этого сократить пробег транспорта для выполнения того же объема работы.
На этом шаге мы оцениваем возможность решения конкретной бизнес-задачи через ИТ- проект.
Пример: есть проблемы на складе. Люди думают: «Сейчас внедрим WMS и все проблемы решатся». А может быть склад переваривает такой объем продукции, который не позволяет сделать его работу системной (продукция стоит под потолок и еще все проходы заняты). Да, хаос приносит нам проблемы, но работать данный склад может только в этом хаосе. В этом случае ИТ – не помощник, а скорее враг.
3. Определение границ проекта
Если мы решили, что проблему все-таки можно решить через ИТ проект, надо определить его границы.
Пример: внедряем производственный учет, для контроля потерь. Откуда мы стартуем: с приемки сырья или с получения сырья со склада сырья? Заканчиваем передачей на склад готовой продукции или передачей на участок маркировки? Функционально ограничиваемся только учетом или в границы входит в том числе планирование по рабочим центрам?
Шаг важный. Потому что, если не определить границы на старте, то на финише начнут появляться вопросы: «А это разве не входит»? Чтобы не возникло недопониманий, границы должны быть четко прописаны.
4. Определение функционального содержания
После того, как определили границы, мы определяем содержание. Границы очерчивают, что входит в проект, а что не входит. А далее, продолжая пример с производственным учетом, необходимо задаться вопросами: к какие учетные точки у нас появятся? Какие функциональные задачи будут решаться на этих учетных точках?
5. Проектирование ИТ-архитектуры проекта
Здесь речь идет не о глобальной ИТ архитектуре, а об архитектуре конкретного проекта. Мы определяем состав новых ИТ-систем, на которых будет решаться данная задача. Это могут быть как существующие системы (с расширением их функционала), так и новые. Также на этом шаге мы прорабатываем интеграционные швы с другими системами.
Хороший вопрос: одна информационная база или микросервисная архитектура? Я считаю, что одна база – это утопия. Споры на эту тему идут уже лет 10. Раньше, когда у всех была одна УПП, спорили меньше. Но объем и количество задач растет и противостояние мнений вместе с ними. Хочется отметить, что в последнее время количество людей, которые перетекают из лагеря «Одна система» в лагерь «Микросервисная архитектура» становится все больше и больше.
6. Формирование списка организационных мероприятий
Мы уже говорили о том, что ИТ проект – это всегда часть бизнес проекта. Он делается для какого-то бизнес результата. И чтобы этот бизнес результат достичь, нам нужно изменить функциональные обязанности людей, которые будут работать с этой системой. Также нам могут понадобиться новые люди.
Яркий пример – автоматизация процессов планирования.
Раньше они были на бумажке. Продажники принимали заказы, записывали их себе в блокнот, потом звонили на производство и говорили: «Мы тут еще заказ принял на 2 тонны продукции, исполни его пожалуйста». И производство принимало. А потом выяснялось, что на складе бардак и постоянные недогрузы.
Решили автоматизировать планирование. Возник вопрос: кто будет эту новую функцию выполнять? Найти человека – и есть организационное мероприятие, которое нужно проделать, чтобы система заработала.
7. Проработка состава технической инфраструктуры проекта
Мы понимаем, что ИТ система в современных реалиях, (если это не система финансового учета) – это программно-аппаратный комплекс. Помимо того, что там есть программная составляющая, там есть еще и аппаратные средства, которые обеспечивают работу этой системы. И их состав необходимо определить заранее.
8. План график проекта
Занимаясь построением план графика, важно понимать, что проект – это не только то, что делает интегратор. Не бывает таких проектов, в которых 100% задач делает подрядчик. Это всегда команда, причем состоит она не только из ИТ-команды заказчика и ИТ-команда подрядчика. Это также представители бизнеса, которые участвуют в проекте.
9. Бюджет проекта
Здесь мы должны понять, сколько проект будет стоить. Точность оценки бюджета после разработки концепта бывает +/- 20%. Мы считаем, что на этапе старта проекта такая точность является достаточной, чтобы понять ценность и идти в этот проект.
10. Планирование ИТ поддержки
Мало систему внедрить. Ее потом надо как-то поддерживать. И, как ни странно, иногда это упускается.
Когда раньше не было оборудования на производствах и абсолютно все делалось руками, не было инженерных служб. Сейчас это сотни людей, которые обслуживают оборудование. Когда из ИТ систем на предприятиях была только «1С:Бухгалтерия», то и ИТ служба состояла из одного системного администратора, (который по совместительству еще и на «1С» что-то программировал). Когда системы усложняются, ИТ отделы растут. Внедряя систему, мы должны понимать, кто примет ее на поддержку, и подключить этих людей к проекту не позднее этапа подготовки к запуску.