Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.

Пищевая безопасность по полочкам. Как навести порядок с помощью автоматизации?

27.10.2023 г.
product-manager отраслевого решения «ERP4FOOD»
Совместно с Ассоциацией по сертификации «Русский регистр» мы провели вебинар, чтобы подробно рассмотреть, как автоматизация может помочь производителям продуктов питания соблюдать принципы пищевой безопасности.


А зачем им помогать? Какие проблемы есть сейчас?
  • Сложность в прохождении аудитов от сетей. Искать ответы на каверзные вопросы аудиторов в бумажных журналах становится всё тяжелее, информация теряется, предприятия получают низкие оценки и не проходят в сети. А конкуренция растёт.
  • Требования контролирующих органов становятся жёстче. Требования предъявляются ко всем этапам производственного процесса – от приёмки сырья до выхода готовой продукции.
  • Компетентность конечных потребителей продуктов растёт. За последнее время было очень много скандальных случаев, связанных с нарушением пищевой безопасности продуктов и причинению вреда здоровью потребителей. Они начинают тщательнее выбирать товары с полки и проверять их на предмет безопасности.

Все эти факторы с одной стороны, создают проблемы, но с другой стороны – толкают предприятия к изменениям в лучшую сторону. На вебинаре были разобраны три задачи, которые автоматизация позволяет решить в рамках соответствия требованиям пищевой безопасности – партионный учёт, температурный контроль и лабораторные исследования.


Далее мы подробно покажем инструменты, с помощью которых эти задачи решаются в программе ERP4FOOD – это система для автоматизации всех процессов оперативного учёта пищевого производства.
Задача 1. Партионный учёт
Задача партионного учёта решается в рамках внедрения MES-системы. MES – это класс систем, направленных на автоматизацию производственного процесса, контроль производственных потерь, выходов продукции, планирование производства, управление вопросами качества и пищевой безопасности. На наш взгляд, без партионного учёта невозможно говорить про грамотное управление производством в целом.

  • Прослеживаемость
Без партионного учёта можно говорить только о выпуске «безымянной» продукции, которую произвели из «безымянного» сырья, и мы не знаем, от кого и когда оно пришло. Лишь на выходе мы можем дать продукции какое-то определение – напечатать на ней дату (и то не факт, что актуальную). Если нет партионного учёта, тогда мы понимаем, что это всё-таки автоматизация производства для финансистов, но никак для управления пищевой безопасностью. При этом мы имеем в виду учёт не только партий готовой продукции или партий сырья, а партионный учёт всех материалов, полуфабрикатов, ингредиентов, заквасок, специй - вплоть до упаковочных материалов.
Рис. 1
На рисунке 1 мы видим окно системы ERP4FOOD, в которое можно ввести наименование готовой продукции и её партию и увидеть информацию:
  • от какого поставщика к нам поступило сырье;
  • все качественные показатели этого сырья;
  • когда был сделан полуфабрикат;
  • какая упаковка была использована;
  • кто из сотрудников выполнял производственную операцию.
Соответственно, мы понимаем всю историю прохождения продукта по производственным этапам предприятии и получаем полную прослеживаемость.


Какую пользу это несёт предприятию?
  • Ситуация 1. Произвели брак, нужно понять, какое сырьё было использовано при производстве, и какие с ним могут быть проблемы. Ищем нужную информацию в системе, вплоть до качественных показателей сырья и быстро находим проблему.
  • Ситуация 2 (наоборот). Обнаружилась некачественная партия сырья. Нам не нужно проверять всю продукцию за день, чтобы узнать, куда это сырьё попало, а лишь нажать на две кнопки и посмотреть информацию в системе.
Без партионного учёта обе эти ситуации могут привести к потере готовой продукции, срыву сроков поставок в сети, потере миллионов рублей. При внедрении партионного учёта потери значительно сокращаются, а в каких-то ситуация и предотвращаются вовсе.


  • Оперативный учет движения (списания, выпусков) на мобильных рабочих местах в цехе
Рис. 2
MES-система – это не программа, которую устанавливают на компьютер начальника предприятия, а система, которая становится частью производственного процесса.

Сотрудники могут вносить в неё информацию непосредственно во время производства продукции на разных этапах, фиксирую такие процессы, как фиксация ингредиентов, расход сырья, выпуск продукции, списание брака и др. (Рис. 2).


  • Контроль рецептурной наборки сырья
Рис. 3
В том числе становится возможным чётко контролировать (даже на крупнопромышленных масштабах) такой важный процесс, как рецептурная наборка сырья. Как это происходит: сотрудник-наборщик работает с окном в системе (рис. 3), видит количество ингредиента, которое нужно взять, чтобы получить заявленное количество входного набора. Система не просто фиксирует и контролирует, попал ли человек в выставленный зелёный коридор, но и может предотвратить прохождение продукции с неправильным набором ингредиентов на следующий этап. Например, если речь идёт о превышении количества вредных пищевых добавок, за которыми идёт строгий контроль: система не даст распечатать этикетку на некорректный набор и не даст использовать партию дальше в производстве. Таким образом именно в момент наборки мы дополнительно контролируем безопасность выпускаемой продукции.


  • Производственная маркировка
Рис. 4
Одно из базовых требований ХАССП — это маркировка как сырья, так и полуфабрикатов и готовой продукции. Базовое отличие ручной маркировки от автоматизированной – наличие QR-кода или штрих-кода. Маркировка с использованием кода снижает влияние человеческого фактора, так как появляется возможность на входе проверить информацию о сырье, рецептуре, сверить наименование продукции. Также можно контролировать срок годности, ведь система не даст использовать просроченную продукцию. В системе есть возможность постановки продукции на карантин, если были определены отклонения по показателям.


  • Контроль сроков годности
Изначально в систему можно задать нормативные сроки хранения каждой позиции, и она автоматически рассчитает дату, когда истекает срок их использования. В онлайн режиме мы можем посмотреть остатки продукции, всех материально-сырьевых запасов на предприятии, проранжировать их по срокам годности (Рис. 5). В случае, если сроки годности заканчиваются, либо уже закончились, система это подсветит и не даст использовать или отгрузить её клиенту.

Рис. 5:
Задача 2. Соблюдение температурного контроля
  • Контроль температуры сырья
При приёмке специалист может зафиксировать температуру партии сырья и занести информацию в систему (Рис. 7). Данная информация закрепляется за партией сырья на всём производственном процессе, таким образом мы можем отследить отклонения и легко выявить некачественное сырью или продукцию, произведённую из него.
Рис. 7


  • Температуры обработки
Помимо контроля температуры на этапе приёмки мы также должны контролировать температуру в процессе обработки. Система сразу уведомит, если температурный режим был нарушен на каком-либо этапе (Рис. 8).
Рис. 8


  • Температура в помещениях
Дополнительным этапом контроля послужит замер температуры в помещениях. Это актуально для склада готовой продукции, где нет возможности, например, замерить температуру в каждой коробке с продукцией. В зависимости от оборудования, замеряющего температуру в помещениях, есть возможность интегрировать передачу информации с оборудования систему или установить ручной режим внесения замеров (рис. 9)

Рис. 9:
Задача 3. Автоматизация работы лаборатории
  • Учет лабораторных исследований
Зафиксировав лабораторные показатели за партией, мы можем следить за их динамикой на всех этапах производства (Рис. 11), отслеживая нарушения.
Рис. 11


  • Планирование лабораторных исследований
В системе есть возможность настроить подсказки о том, какие лабораторные исследования необходимо произвести в каждый момент производственного процесса. На рабочем месте лаборанта появляется информация о том, какой анализ необходимо провести, например, для сырья, и какие показатели зафиксировать для дальнейших этапов производства. Если в показателях есть нарушения, здесь же можно поставить партию на карантин для дальнейшей проверки или списания в брак (Рис.13)
Рис.13

Подведём итог:
Автоматизация это не просто помогает сохранять информацию в удобном виде и упрощать работу сотрудников на разных этапах производственного процесса, но может и предотвращать серьёзные нарушения, не дав использовать некачественное сырьё, предупредив о нарушении температурного режима или поставив на карантин ингредиенты с некорректными лабораторными показателями.

А чем меньше нарушений, тем проще предприятию:
  • Проходить аудиты от сетей магазинов быстро и без стресса.
  • Следовать требованиям контролирующих органов.
  • Соответствовать ожиданиям конечных потребителей и не уступать конкурентам по продажам.

Если вы хотите подробнее ознакомиться с работой системы ERP4FOOD, оставляйте заявку на видеогид по продукту.