Для начала немного теории. Жизненный цикл информационной системы состоит из пяти основных этапов:
- Формирование требований
- Проектирование и реализация
- Поддержка работоспособности
- Развитие
- Вывод из эксплуатации
ИТ-проект, как правило, это стадия становления информационной системы и включает в себя только первые два этапа ее жизненного цикла. После завершения проекта идет длинный путь, на котором внедренную систему необходимо поддерживать и обязательно развивать. Хотя, почему обязательно? Можно же просто пользоваться и ничего не менять! Именно так думает большинство новичков автоматизации.
Приведу пример из собственной практики: завершился проект по автоматизации производственного учета. Заказчик доволен, закрывающие документы подписаны, проектные команды с обеих сторон пожали друг другу руки и разошлись. Проходит пара-тройка месяцев, мы организуем встречу и получаем совершенно неожиданную обратную связь, что система клиенту не нравится и что у них есть много к ней замечаний. Начинаем разбираться: что же случилось? Ведь совсем недавно всех все устраивало. Выясняется, что на стороне клиента за это время поменялась кадровая политика и штат ИТ сократился. Тем временем пользователи ИТ системы вникли в широту ее возможностей, поняли, что они хотят в плане настройки новых отчетов и доработки функционала. Но все их запросы, направленные в ИТ службу, остались без ответа. Разумеется, людям это не понравилось и на момент нашего общения они были уже на грани того, чтобы вернуться к ручному формату учета.
Чем история закончилась: в результате ряда переговоров было решено, что, пока штат ИТ не укомплектован, поддержку и развитие системы наша команда возьмет на себя. (История эта произошла уже несколько лет назад, а мы и по сей день продолжаем сотрудничать в том же режиме).
Мораль: наличие у пользователей запросов на доработку системы после завершения проекта – это признак живой системы, которая действительно несет бизнесу пользу. Если запросов на развитие нет, то, скорее всего, это система, которая помогает не вам, а внешним контролерам, (например, считает ваши налоги).