На наших проектах мы столкнулись с тремя основными точками зрения о том, когда начинать активную подготовку, чтобы все успеть. Разберем каждую, чтобы вы смогли оценить свои перспективы, если найдете среди них свою.
Точка зрения 1. Маркировку перенесут или отменят, если мы будем сопротивляться.На старте маркировки молочной продукции многие рассчитывали, что если привести весомые аргументы, почему маркировку невозможно начать в указанные сроки, то старт проекта могут перенести или совсем отменить. При этом как большими, так и маленькими заводами предпринимались неоднократные попытки переноса даты старта, писали официальные обращения, рассказывали свои проблемы на созвонах с представителями ГИС и министерством сельскохозяйственной промышленности. Однако, старт проекта перенесен не был.
Эта категория клиентов столкнулась с самыми большими трудностями в процессе запуска. Делали в последний момент второпях, результатом чего зачастую являлось внедрение сложной программы с низкой отказоустойчивостью, плохо интегрированной в существующий IT ландшафт предприятия. Мы до сих пор получаем обращения от таких предприятий на перевнедрение маркировки (о причинах поговорим в одной из следующих статей).
Государство серьезно настроилось на контроль контрафакта потребительских товаров, и после нескольких успешно запущенных проектов закономерно пришло к выводу, что принципиальных проблем для реализации проекта маркировки нет.
Точка зрения 2. Еще рано. На установку оборудования и ПО хватит 1-3 месяцев.Часть предприятий, проанализировав сроки поставки оборудования и собственный опыт доработки программ, пришли к выводу, что купить и установить оборудование можно за месяц-три. Главной ошибкой в этом было то, что не были учтены сроки наладки оборудования после установки, возможные сложности с поставкой оборудования (зачастую прогнозируемые и реальные сроки могут существенно отличаться).
Также выяснилось, что далеко не каждое оборудование можно легко интегрировать в проект Честного знака, и срок в 3 месяца на разработку ПО может быть заведомо мал.
В результате по мере приближения сроков старта обязательной маркировки возник дефицит самого оборудования и перегрузка специалистов, занимающихся настройкой оборудования и ПО. Из-за чего предполагаемые 1-3 месяца превратились в 4-5.
И даже те предприятия, которые получили оборудование в срок, запустив маркировку на промышленный объем «в последний день», столкнулись с непредусмотренными трудностями, из-за чего сроки тоже стали вытягиваться.
Точка зрения 3. Необходимо изучить вопрос и стартовать работы заранее, чтобы учесть непредвиденные трудностиЭту позицию заняло абсолютное меньшинство предприятий. И, разумеется, желание изучить вопрос и начать работы заранее оказалось самым успешным. Если не хочешь опаздывать – переведи свои часы на 10 минут вперед и всегда приходи заранее. Однако и на этом пути возникали свои сложности.
Стремление жить на шаг вперед часто сопряжено с желанием предусмотреть еще не возникшие трудности и клиенты просили функционал большей сложности, чем это требовалось для реализации текущих проектов. Это потенциально могло бы замедлить процесс запуска или перегрузить сотрудников, если бы мы не отговаривали заказчиков от избыточных мер.
И даже самые ранние столкнулись со сбоями в системе заказов кодов, интеграцией между ПО и оборудованием, когда проект вышел на заявленную мощность 100% маркируемой продукции на всех предприятиях РФ.
Итого, Топ проблем, которые, по нашему опыту, могут у вас возникнуть:- сбои поставок маркировочного оборудования, (сейчас ситуация дополнительно усложнилась за счет санкций),
- дефицит квалифицированных специалистов,
- сложности интеграции с оборудованием и текущей IT-системой,
- сбои на больших объемах маркировки, не выявляемые на пилотных партиях,
- сбои в работе самого Честного знака.
Универсальной сложностью ряда проектов вне зависимости от момента старта было: изменение требований к процессу маркировки как со стороны Честного знака, так и со стороны предприятия уже после старта проекта.