Основная задача системы «Честный знак» — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество товара, который они покупают. Для этого нужно сделать производство и всю товаропроводящую цепочку более прозрачный.
Благодаря системе «Честный знак» любой человек, придя в магазин, может взять продукцию, на которую нанесен код Data Matrix, отсканировать его через специальное предложение Честного знака и понять:
- кто ее производил,
- когда ее произвели,
- какой у продукции состав и срок годности,
- является ли эта продукция подтвержденной или она может быть сомнительной (это когда есть какие-то ошибки в оформлении).
Это то, что касается ценности для покупателя. А из чего состоит цепочка движения информации о продукте на пути взаимодействия производитель-посредник-продавец товара на конечной точке? Посмотрим пока в крупную клетку.
По сути, все очень просто:
1. Производитель наносит цифровой уникальный код Data Matrix на товар, – приклеивает этикетку с изображением кода или печатает его прямо на упаковке (баночке / бутылочке / вакуумной упаковке или любой другой единице продукции).
Цифровой код — это паспорт, который невозможно потерять или подделать. Он позволяет проследить весь путь товара на каждом этапе — от завода до потребителя.
В процессе прохождения этого этапа у производителей порой возникают сложности. Одна из них: вариантов форм факторов упаковок много и не всегда понятно, как наносить на них код, чтобы он хорошо считывался. Самый распространенный камень преткновения – мягкая упаковка. Это вам не баночка и не бутыль, с которыми все очевидно.
Но здесь хочется вас успокоить. Среди наших клиентов-молочников такие проблемы были практически у всех. И со всеми мы все решили. «Непромаркированными» не остался (и не останется) никто. Не переживайте!
Еще часто вопросы возникают на тему отправки отчетности в Честный знак. Когда вводить в оборот – сразу после нанесения или перед отгрузкой? Когда агрегировать? Цепочку действий производителя продукции, подвергаемой маркировке, подробно разберем в следующих материалах.
2.При отгрузке/перемещении товара производитель фиксирует это действие в системе – тем самым передает права на данный товар другим юридическим лицам (это может быть дистрибьютор или оптовый покупатель), и товар отправляется в конечный магазин.
На самом деле цепочка здесь может быть довольно длинной: производитель продал торговому дому, торговый дом дистрибьютору, дистрибьютор конечному продавцу… Все звенья нас не интересуют. Для производителя важен только вопрос о передаче информации о кодах ЕГО непосредственному покупателю.
На начальных этапах информации о списке кодов при отгрузке от вас никто требовать не будет. Нужно будет передавать в систему их общее количество. Полный перечень кодов понадобится, когда в силу вступят правила обязательного поэкземплярного учета. Организация процесса будет зависеть от многих факторов: объем выпуска, количество покупателей, скорость отгрузки, наличие поштучной отгрузки. Но учитывая, что это головная боль «завтрашнего» дня, поговорим об этом позже.
3.В магазине сканируют код товара и размещают его на полке. Система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке, что исключает возможность вброса подделки.
4.Сотрудник магазина, сканируя код на кассе, фиксирует, что этот товар продан — в системе отражается, что «код вышел из оборота». При продаже товара на онлайн-кассе система не позволит реализовать контрафакт.
Таким образом в системе маркировке отслеживается движение не только партий товаров, а каждой единицы в отдельности.