Мы используем файлы cookie. Они помогают улучшить ваше взаимодействие с сайтом.

«Честный знак» для мясокомбинатов —
просто о сложном

17.12.2025 г.
И вот момент настал. Предупреждали долго, поэтому в целом никаких сюрпризов: новая команда массового забега по запуску Честного знака – мясопереработчики. Встречаем бурными аплодисментами.

Несмотря на то, что в пищевке это уже далеко не первая товарная категория, которая подлежит обязательной маркировке, вопросов у новичков много. Большинству страшно, самым спокойным – просто не по себе. 

За 20 лет работы с производителями продуктов питания мы, компания Константа, проходили со своими клиентами всякое: и Меркурий, и уход с рынка западного софта, и не одну отмену поддержки систем 1С, и, разумеется, внедрение Честного знака на сырзаводах, молокозаводах и у производителей консервов.

Наше решение Mark4food направлено, с одной стороны, на автоматизацию процесса взаимодействия с Честным знаком от заказа кодов до полного обмена информацией, с другой, на автоматизацию процессов маркировки: планирование, осуществление, управление маркировочными линиями.

Поэтому сейчас считаем себя не просто в праве, а обязанными протянуть руку информационной помощи мясопереработчикам, которые стоят на пороге неизвестности.

Мы подготовили для вас цикл материалов, в которых вы сможете узнать:

  1. Что такое Честный знак – для кого и для чего он задуман?
  2. Что такое Data Matrix, GTIN, криптохвост и т.д. – объясним «по-русски», чтобы стало понятно
  3. Какие шаги вам предстоят? Когда и с чего начать? 
  4. Что сделать, чтобы избежать штрафов?
  5. Чем может помочь автоматизация? Нужна ли интеграция с другими системами?
  6. Какие доп выгоды можно получить от внедрения ЧЗ?
На все эти вопросы будем отвечать не «просто», а исходя из собственного опыта.

В сегодняшней статье познакомимся с основными понятиями и изучим дорожную карту, по которой вам (или нам с вами вместе) предстоит двигаться до самого заветного: «Заработало!»
Честный знак. Что это?
Основная задача системы «Честный знак» — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество товара, который они покупают. Для этого нужно сделать производство и всю товаропроводящую цепочку более прозрачный. 

Благодаря системе «Честный знак» любой человек, придя в магазин, может взять продукцию, на которую нанесен код Data Matrix, отсканировать его через специальное предложение Честного знака и понять:
  • кто ее производил, 
  • когда ее произвели,
  • какой у продукции состав и срок годности,
  • является ли эта продукция подтвержденной или она может быть сомнительной (это когда есть какие-то ошибки в оформлении).
Это то, что касается ценности для покупателя. А из чего состоит цепочка движения информации о продукте на пути взаимодействия производитель-посредник-продавец товара на конечной точке? Посмотрим пока в крупную клетку.

По сути, все очень просто: 

1. Производитель наносит цифровой уникальный код Data Matrix на товар, – приклеивает этикетку с изображением кода или печатает его прямо на упаковке (баночке / бутылочке / вакуумной упаковке или любой другой единице продукции).

Цифровой код — это паспорт, который невозможно потерять или подделать. Он позволяет проследить весь путь товара на каждом этапе — от завода до потребителя.

В процессе прохождения этого этапа у производителей порой возникают сложности. Одна из них: вариантов форм факторов упаковок много и не всегда понятно, как наносить на них код, чтобы он хорошо считывался. Самый распространенный камень преткновения – мягкая упаковка. Это вам не баночка и не бутыль, с которыми все очевидно.

Но здесь хочется вас успокоить. Среди наших клиентов-молочников такие проблемы были практически у всех. И со всеми мы все решили. «Непромаркированными» не остался (и не останется) никто. Не переживайте!

Еще часто вопросы возникают на тему отправки отчетности в Честный знак. Когда вводить в оборот – сразу после нанесения или перед отгрузкой? Когда агрегировать? Цепочку действий производителя продукции, подвергаемой маркировке, подробно разберем в следующих материалах.


2.При отгрузке/перемещении товара производитель фиксирует это действие в системе – тем самым передает права на данный товар другим юридическим лицам (это может быть дистрибьютор или оптовый покупатель), и товар отправляется в конечный магазин. 

На самом деле цепочка здесь может быть довольно длинной: производитель продал торговому дому, торговый дом дистрибьютору, дистрибьютор конечному продавцу… Все звенья нас не интересуют. Для производителя важен только вопрос о передаче информации о кодах ЕГО непосредственному покупателю.

На начальных этапах информации о списке кодов при отгрузке от вас никто требовать не будет. Нужно будет передавать в систему их общее количество. Полный перечень кодов понадобится, когда в силу вступят правила обязательного поэкземплярного учета. Организация процесса будет зависеть от многих факторов: объем выпуска, количество покупателей, скорость отгрузки, наличие поштучной отгрузки. Но учитывая, что это головная боль «завтрашнего» дня, поговорим об этом позже.

3.В магазине сканируют код товара и размещают его на полке. Система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара на полке, что исключает возможность вброса подделки.

4.Сотрудник магазина, сканируя код на кассе, фиксирует, что этот товар продан — в системе отражается, что «код вышел из оборота». При продаже товара на онлайн-кассе система не позволит реализовать контрафакт.

Таким образом в системе маркировке отслеживается движение не только партий товаров, а каждой единицы в отдельности. 
Data Matrix — это не QR-код!
Часто код Data Matrix путают с QR-кодом, потому что он привычен и встречается везде уже давно. В чем же разница?

  • Визуально коды отличить очень просто. Для QR-кода характерны три больших квадрата по углам. Для Data Matrix — черная рамочка по двум сторонам

  • QR-код не считается никаким устройством, если структура картинки нарушена. Для считывания Data Matrix достаточно, чтобы 70% кода были целыми.

  • Код Data Matrix используется только для Честного знака. Ни для каких рекламных целей или оплаты он не используется. Для этого всего есть QR-код.
Какая информация хранится в коде маркировки?
Из чего же состоит, собственно, этот новый для всех код Data Matrix? В код зашивается определенная информация. В зависимости от товарной категории ее состав может немного отличаться. К примеру, для весовой продукции туда дополнительно закладывается информация о весе. Но есть стандартный набор данных, которые попадают в Data Matrix всегда.

1.Код товара GTIN* из 14 цифр
GTIN (Global Trade Item Number) — глобальный номер товарной продукции в единой международной базе товаров GS1. Это уникальный код, присваиваемый каждому товару, доступному для продажи.

99%, что по вашей продукции он уже есть. Если нет, то необходимо зарегистрироваться в этой базе и подавать заявку на присвоение GTIN. Без него Data Matrix получить нельзя. 

2.Индивидуальный серийный номер из 13 символов

Это уникальный набор символов. Генерируется либо системой Честный знак, либо производителем.

3.Криптохвост — код проверки. Обеспечивает проверку оригинальности кода маркировки.

Это уникальная комбинация символов, которая не повторяется ни на одном коде. В него входят не только цифры и буквы, а любые символы.

У криптохвоста есть несколько особенностей:

  • Не хранится в открытом виде
Законодательно запрещено хранить его в базе или где-либо еще в открытом читаемом виде. В решениях он зашифровывается. То есть просто открыть базу, найти там код и прочитать его не получится. Если вы будете хранить в своих базах эти коды в открытую, это будет нарушение. 

  • Необходимо удалять из базы после нанесения и передачи отчетности 
После того, как мы распечатали эти коды, нанесли на продукцию и отправили об этом отчет, мы обязаны их из базы удалять. Это иногда вызывает определенную напряженность у предприятий. «А вдруг мы ошиблись? А вдруг нам нужно будет что-то переотправить?» Здесь действительно есть определенные риски, поэтому мы всегда говорим, что необходимо тщательно выстраивать и налаживать процесс.

  • Не выводится на этикетку
Так как мы в принципе не имеем права хранить в базе этот код в открытом виде, то и на этикетку он тоже не выводится.
Честный знак. Дорожная карта
Теперь поговорим о дорожной карте. Разберем список шагов, которые предстоит пройти каждому производителю. Сроки и деление на подэтапы для разных товарных категорий могут немного отличаться. В молочном производстве, например, отличаются условия для продукции сроком годности больше/меньше 40 суток. Но все равно есть типовые этапы, актуальные для всех. 

Шаг 0. Эксперимент
Его суть и ключевая ценность для производителей – без собственных финансовых вливаний получить знания и опыт взаимодействия с новой системой, познакомиться с интеграторами и поставщиками оборудования.

Легально на практике без угрозы штрафов и санкций попробовать нанести коды на продукцию (во время эксперимента коды бесплатные) и отработать несколько сценариев маркировки. Скрывать тут нечего: так, чтобы с первого раза и навсегда все шло идеально гладко, не запускался еще никто. Ошибки будут. Но на этапе эксперимента никто никого за них не штрафует и сети еще принимают немаркированную продукцию.

Тем предприятиям, которые не готовятся заранее, отлаживать процессы придется в боевом режиме. И вот тогда конфликтов с сетями не избежать. Продукция не промаркирована? Забирайте. Промаркирована криво и нечитабельно? Забирайте. Тут уже все ошибки уже будут за ваш счет.

К нам до сих пор приходят молочники, которые когда-то давно организовали процесс «на коленке», а сейчас переделывают, потому что в текущей версии формат работы очень неудобен и приводит к постоянным сбоям.

В общем, рекомендуем участвовать. Чтобы, когда ваши коллеги по цеху с других предприятий будут бегать с горящими головами (и не только) в попытках уложиться в сроки, вы бы спокойно наслаждались налаженным процессом.😉

Шаг 1. Регистрация в системе 
Если, согласно постановлению, ваша продукция будет подлежать маркировке, первым делом нужно зарегистрироваться в системе и разобраться, как она работает, как выглядит личный кабинет. 

Шаг 2. Обязательная маркировка 
Дальше обязательная маркировка, когда уже ни одна единица, произведенная после этой даты, не может выпускаться в продажу (в оборот), без нанесенного кода. 

Шаг 3. Вывод из оборота на кассе 
Когда стартует обязательная маркировка (предыдущий этап), на первых парах зависит от магазина – проверяют они коды Data Matrix или не проверяют. Но когда становится обязательным вывод товаров из оборота на кассе, это значит, что если какая-то единица вашего товара на кассе не отсканировалась, то она не сможет быть продана. Пока этот этап не стал обязательным, магазин может продавать продукцию без дополнительного сканирования кода Data Matrix, а просто привычным сканированием обычного штрих-кода. 

Шаг 4. Вывод из оборота all (по любым причинам)
Если производитель списывает продукцию в брак, или оставляет у себя образцы для рекламных кампаний или внутреннего потребления, он тоже обязан отправлять отчетность. Даже если продукция стала непригодна к продаже из-за истечения срока годности, ее нельзя оставлять зависшей в товаропроводящей цепи – необходимо выводить. 

Шаг 5. Объемно-сортовой учет в УПД 
На этом этапе с нашим УПД через систему электронного документооборота мы передаем информацию об объеме. То есть отгружаем продукцию и говорим, что передали «такое-то» количество кодов, не уточняя, какие конкретно коды это были.

Шаг 6. Поэкземплярный учет в УПД
Вот здесь мы уже говорим, что передали коды (условно) 1, 3, 5, 12, 14 и т.д. – указываем конкретные. 
С чего начать?
И на мой взгляд, есть два ключевых этапа, которые от производителя требуют наибольшего внимания и наибольших затрат (как финансовых, так и, прежде всего, временных). Это старт обязательной маркировки и поэкземплярный учет. Почему именно так и чем примечательны остальные этапы, мы поговорим в следующем материале. Разберем всю цепочку действий, чтобы предстоящий путь стал для вас максимально понятным и предсказуемым. 

А пока, если кому-то не терпится погрузиться в тему и снять все недопонимания скорее: приглашаем на консультацию с нашими экспертами. С теми, кто уже не один десяток раз прошли «все тяжкие» проектов внедрения Честного знака и готовы поделиться опытом с вами. В неизвестность лучше с проводником. Согласны? 

P.S.: За спрос денег не берем