Область: торговля и склад

Автоматизация унифицированных торгово-логистических процессов

сбытового подразделения "КОМОС ГРУПП" в рамках комплексной цифровой трансформации холдинга

91 000

408

211

проект в цифрах:

6

человекочасов (69 000 - Константа и 22 000 - КОМОС ГРУПП)

интеграционных потоков
с прочими ИТ-системами предприятия

измененных типовых формы, 95 документа, 50 справочников, 133 общих модуля

автоматизированных складских комплексов от 2 до 6 складов каждый

О ЗАКАЗЧИКЕ
КОМОС ГРУПП — российский агрохолдинг, объединяющий предприятия, производящие продукты питания.

В компанию входят 19 производственных площадок, расположенных в Удмуртской Республике, Пермском крае, Республике Татарстан и Республике Башкортостан. Численность сотрудников составляет 12,7 тыс. человек.

По данным 2023 года, холдинг входит в топ-10 крупнейших агропромышленных компаний России, занимает первое место среди компаний АПК Урала и Западной Сибири, третье место по выручке среди крупнейших переработчиков молока и по продажам молочной продукции (без учёта мороженого), а также шестое место среди производителей яйца.

За 20 лет работы холдинга на рынке появились бренды продукции, любимые жителями нескольких регионов: «Село Зелёное», «Топтыжка», «Молочная речка», Fitness Time, «Солнечный дворик», «Глазовская птица», «Восточный» и др. Продукция предприятий холдинга поставляется в 74 региона России.
ПРЕДПОСЫЛКИ
Ранее учет торговых операций велся в устаревшей информационной системе на базе Microsoft Axapta. Однако внутренние компетенции о методологических и технических требованиях и особенностях ее работы были утеряны. В последствии, использование иностранного программного обеспечения в ключевых бизнес-процессах стало нести риски его отказа в связи с недружественными действиями иностранных компаний. С одной стороны это вызывало угрозу ее функционирования, с другой – противоречило возможности дальнейшего ее развития под потребности бизнеса и изменения законодательства (требования ГИС Честный знак, Меркурий, Зерно).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Ключевой бизнес-целью было построения эффективных процессов торгово-сбытовой цепочки поставок и масштабирование сбытовой деятельности холдинга, производящего продукты питания. Для этого руководством компании была поставлена задача внедрения программного обеспечения, которое позволит:
  • унифицировать торгово-логистические бизнес-процессы, структуру учета и управления холдинга и его управляемых обществ в условиях стремительно развивающегося и «ускоряющегося» рынка;
  • повысить эффективность и формирование конкурентных преимуществ, в том числе консолидации отдельно взятых небольших производителей продуктов, не входящих в холдинг, и не имеющих опыта и заключенных договоров поставки продукции в торговые сети федерального масштаба;
  • унифицировать платформы ПО, позволяющие интегрироваться с информационными системами торговых сетей с целью оптимизации и сокращения временных затрат цепочки поставок продуктов питания.

Ядром внедряемого комплекса ПО стал программный продукт "1С: Управление торговлей 8". Для обеспечения работы комплексного решения предусмотрена интеграция с имеющимися информационными системами, а также закупка, установка и настройка серверных мощностей.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
Проект внедрения «1С:УТ» как ключевое звено портфеля проектов цифровой трансформации холдинга
Проект автоматизации клиентского сервиса был одним из 7 взаимосвязанных проектов, выполняемых параллельно.

Состав портфеля проектов:
  • 1С: ERP Управление предприятием 8
  • 1C: Управление торговлей 8
  • Доработка 1С:Предприятие 8. MDM Управление нормативно- справочной информацией
  • NovoForecast
  • Шина данных (DATAREON ESB)
  • Документооборот на базе BPMSoft Свое окружение
  • CRM на базе BPMSoft Контакт-центр

В процессе реализации единого бизнес-проекта по достижению целевого ИТ-ландшафта холдинга нужно было планировать запуск системы в коннекте с еще шестью параллельно внедряемыми системами. При этом некоторые из них на момент старта проекта внедрения «1С:Управление торговлей» еще даже не были описаны с точки зрения требований.
Наличие такой специфики существенно усложняло систему коммуникаций участников различных команд по выработке межпроектных требований. Это потребовало выделения роли функционального архитектора. Его ключевой задачей было не только стыковать противоречивые требования проектов, вызванные столкновением интересов бизнес-заказчиков, но и принимать решения, учитывающие возможные сценарии развития потребностей бизнеса на перспективу.
Нагрузочное тестирование для обеспечения стабильности и отказоустойчивости системы
С точки зрения технологической среды проект является уникальным среди проектов 1С.
Целевое количество заказов покупателей составляет от 3000 до 4000 в сутки.
В планах компании заложен значительный рост количества пользователей – до 800 одновременно работающих человек. Большое количество пользователей и высокоинтенсивный учет в большой долей вероятности могли привести к потенциальным блокировкам системы или неприемлемо низкой для бизнеса скоростью выполнения операций. Чтобы этого избежать, требовалось подобрать оптимальную конфигурацию аппаратно-программного комплекса на серверах, где будет установлена «1С:Управление торговлей», которая обеспечит комфортную и производительную работу.

Подбор оборудования было решено делать путём проведения нагрузочного тестирования с эмуляцией реальной работы 800 пользователей. Также в ходе теста было необходимо эмулировать нагрузку от интеграционных процессов с другими системами, чтобы его работа была максимально приближена к реальной работе системы.
Обычно нагрузочное тестирование проводится на уже внедренной и эксплуатируемой системе. Но нам было необходимо еще до запуска системы убедиться в ее отказоустойчивости и обеспечить достаточный уровень производительности по ключевым для бизнеса операциям.

Для выполнения задачи было инициировано проведение проекта ЦКТП. При поддержке Фирмы «1С» был подготовлен и проведен тест, выполнен анализ информационной системы, включая прикладные конфигурации, определены узкие места и при проведена оптимизация ключевых операций.
Фирма «1C» осуществляла методологическую и технологическую поддержку проводимых работ, а также контролировала правильность принятия решений и полученных результатов.

В ходе проекта были выполнены следующие работы:
  • Настроен мониторинг и сбор показателей оборудования, а также проведена настройка технологического журнала на кластере серверов клиента.
  • Выполнена настройка ОС, СУБД и кластера серверов «1C: Предприятие» по методикам фирмы 1C.
  • Разработаны обработки тестирования для моделирования работы пользователей в системе «1С: Управление торговлей».
  • Проведены нагрузочные испытания для информационной базы, принадлежащей «КОМОС ГРУПП».
  • Собраны и проанализированы полученные технологические данные.
  • Даны рекомендации по изменениям в системе хранения данных СУБД.
  • Проведена оптимизация ключевых операций.

В результате работ по проекту ЦКТП удалось достичь целевого времени выполнения всех ключевых операций, заявленных в требованиях. Система «1С: Управление торговлей» стала готова обеспечивать одновременную работу 800 пользователей.
Особенности процесса и инструментов разработки
  • Процесс разработки был организован в «1С:EDT». Хранилище использовалось только для доставки конфигурации аналитикам, тестам, релизу и для синхронизации доработок с помощью ГитКонвертора.
  • Для управления процессом разработки использовался GIT. Было организовано 2 проекта: для задач по разработке (~12000 коммитов) и для задач по сценарным автотестам (~3000 коммитов).
  • Влитие выполненных доработок было организовано только через мерж-реквесты (запросы на слияние) в GitLab. Была организована иерархическая система контроля качества кода, в результате чего весь код прочитан минимум дважды: автором, ведущим разработчиком команды и техническим архитектором. Любую выполненную задачу можно вернуть разработчику, придержать неделю, отдельно протестировать или влить.
  • Автоматизированный контроль качества кода выполнялся с помощью нескольких инструментов: «1С:EDT», BSL-LS и SonarQube. В результате обеспечивалась высокая надежность собираемых релизов. А также довольно легко и быстро выполнялось обновление конфигурации на поставку релиза от 1С: было выполнено 50 обновлений на поставку (из них 7 "больших") - с 11.5.8.232 до 11.5.16.88.
  • Автоматическое тестирование: применялись дымовые тесты (2700 сценариев), сценарные тесты (6000 сценариев, выполняются 24+ часа), интеграционные тесты, юнит-тесты. Тесты запускались через Дженкинс, выполнялись через vanessa automation.
  • Расширения использовались только как хотфикс, функционал – только в конфигурации. Разработчики не ограничивались "хитрыми" правилами разработки под возможность обновление: разрешалось и применялось непрограммное изменение форм, ролей, типов, функциональных опций и т.д. Измененных типовых объектов: 211 форм, 95 документа, 50 справочников, 133 общих модуля.
  • Была организована автоматическая сборка сценарными тестами специальной демо-базы, на которой ведется разработка программистам, работка аналитиков и тестировщиков.
  • Проектирование профилей групп доступа. Была определена модель и инструмент для разработки "атомарных" профилей, которые в рабочей базе объединяются в "составные" профили для назначения пользователям.
АРХИТЕКТУРА И МАСШТАБ
В рамках проекта было реализовано 408 интеграционных потоков "1С:УТ" с прочими ИТ-системами предприятия
Помимо внедрения самой системы в процессе проекта было необходимо реализовать ее интеграцию с более чем двадцатью уже существующими системами, входящими в ИТ-ландшафт холдинга.
Для описания, какие процессы используют какие данными, для построения интеграционной карты (динамической актуальной схемы интеграционных потоков), для планирования загрузки исполнителей, занимающихся интеграционными обменами, была внедрена технология и инструмент по управлению требованиями к интеграциям (IMS-система собственной разработки компании «Константа»), а также применена шина данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Если сравнивать эффективность работы в старой и новой системах учета торговой деятельности холдинга, можно выделить несколько ключевых преимуществ новой системы:

  1. Пропускная способность системы с точки зрения функциональных доработок, которые входят в каждый новый релиз, выросла в 2 раза.
  2. Существенное упрощение реализации интеграционных потоков со смежными системами. Текущие потребности предприятия в плане организации ИТ-ландшафта подразумевают рост количества интеграционных потоков, а старая иностранная система в последнее время все больше была похожа на чемодан без ручки и не позволяла реализовывать их оперативно.
  3. Кратное сокращение стоимости сопровождения системы (сопровождение иностранного решения, в котором ранее велся учет, по стоимости часа было ближе к проектной, чем к операционной команде, при том, что доработки производились медленнее, как указано в пункте 1).
  4. Улучшение качества нормативно-справочной информации. В рамках проекта была проведена масштабная работа по актуализации НСИ, что привело к существенному росту ее качества.
  5. Повышение отказоустойчивости системы до полного исключения сбоев. Ранее сбои в системе с вынужденной остановкой отгрузок происходил минимум раз в месяц. Внедрение «1С: Управление торговлей» позволило свести количество сбоев к нулю.
  6. Модульность системы, возможность выносить функциональные подсистемы в отдельные базы. Старая система на момент старта проекта была уже настолько закастомизирована, что разобраться в ее архитектуре было практически невозможно.

В рамках проекта мы построили централизованную сбытовую систему мясной продукции холдинга, а также заложили основу централизованной торговой деятельности всего холдинга. Планы дальнейшего развития системы предусматривают ее тиражирование на остальные товарные группы, производимые холдингом.
БИЗНЕС ЭФФЕКТЫ
10%
Рост прибыли
10%
Снижение объемов материальных запасов
10%
Рост оборачиваемости складских запасов
25%
Сокращение трудозатрат в подразделениях
30%
Ускорение получения управленческой отчетности
30%
Ускорение получения регламентированной отчетности
30%
Увеличение объема выпускаемой продукции
100%
Снижение зависимости от зарубежного ПО